Это — перевод на русский.
Оригінал українською — тут.
«Если это на пользу украинскому государству, я, безусловно, это сделаю. Если это на пользу нашему врагу, я никогда себе не позволю этого сделать, потому что я буду чувствовать свою ответственность как гражданин за такие действия», — сказал Анатолий Куцевол.
По его мнению, именно участие граждан в работе своего государства является ключевым, поэтому посол является сторонником реформы и идеи децентрализации. Он признает, что война в этом вопросе накладывает определенные ограничения, ведь «не могут общины развиваться самостоятельно от глобальных целей государства», но посол уверен, что эти ограничения временные.
«Я уверен, что по нашему психотипу, по нашим убеждениям, мы, украинцы, по принципу избрания гетьманов и количества булав, найдем все-таки решение, что у нас не будет какого-то дисбаланса во власти. И
я ни при каких обстоятельствах не поверил бы, что мы движемся к какому-то тоталитаризму, или вообще не стал бы использовать такие слова и сравнения, аналогии с реальными тоталитарными режимами, которые существуют возле нас».
На вопрос, что его больше всего настораживает сейчас в Украине как гражданина, Анатолий Куцевол ответил, что это «чувство у многих граждан, что мы почему-то попали в политическое измерение и можем себе заниматься политикой, когда идет война».
Что дипломату как гражданину импонирует и импонировало, так это то, что Украинское государство, его институты способны существовать, несмотря на любое давление на них.
«И это один из лучших тестов, которые можно было пройти за период войны и, наверное, в гибридных войнах. Не все знают это, но основная цель [войн] — это ликвидировать институции. Если институций нет, то, соответственно, некому реагировать на вызовы. И поэтому я думаю, что мы должны быть благодарны, что наше государство существует, и
мы уже победили психологически от того, что мы как государство состоялись.
Мы сейчас только меняем свои подходы, политики, внутренние нарративы, понимание, идеологию. Но мы состоялись как государство. И нам нужно победить физически нашего врага ради того, чтобы держать свои границы в будущем. У нас будет огромное количество вызовов, и эти вызовы будут связаны исключительно с демократическими ценностями и демократическими трансформациями. Это будет спор за идеи, каким образом это делать, а не за власть как таковую», — подчеркнул дипломат.
