● Это — авторская русская версия текста.
Авторську версію українською можна прочитати тут.
Tulkojums latviski pieejams šeit.
«Врачи действуют по своему протоколу. Но относительно меня они сильно ошиблись», — говорит Валерий. И он и его жена Дайга познакомились много лет назад в Украине, а сейчас живут в Резекне, родном городе Дайгуши, как Валерий ласково называет жену.
Массажный кабинет
В самом начале разговора Валерий говорит, что хотел бы общаться на украинском языке: «Это мне ближе, родное». Он из Житомира, степенный, обстоятельный, серьезный и одновременно эмоциональный. Говорим с ним в его кабинете, который он открыл как самозанятый, после очередного сеанса массажа.
Его жена Дайга здесь же, в Резекне, преподает украинцам латышский. Валерий тоже преподаватель, и у него целых тридцать лет педагогического стажа. «Хотя начинал в культуре», — уточняет он и говорит, что все время интересовался нетрадиционной медициной. Позже приступил к обучению и практике в этой сфере: «А здесь, чтобы подтвердить свои знания, повторно пошел на курсы. Продолжаю практику в Латвии, принимаю людей».
Чудо-палочки
Его увлечение оздоровлением в результате помогло очень сильно и ему самому, и, как он рассказывает, множеству людей.
«У отца был инфаркт, и ему вовремя не предоставили медицинскую помощь. Его привезли в больницу, это случилось как раз в День города. Он девять часов пролежал в коридоре. Медики не подходили, посчитали, что выпивший… В результате медицинской небрежности он полтора года был прикован к кровати», — рассказывает Валерий.
Позже и он сам пережил три инсульта:
«Мне сказали — другие люди с этим вообще не живут, оформляйте инвалидность… Но я был не согласен,
мне нужна не группа, а здоровье. По отцу видел, как страшно быть лежачим. И сам поставил себя на ноги, хотел нормально жить».
По сегодняшний день, говорит Валерий, у него нет никаких групп инвалидности: «Наоборот, у меня есть моя разработка — такой мини-спортзал в кармане, он даже в женскую сумочку помещается. С ним и я, и моя жена постоянно вместе, что называется. Я обучаю, как им пользоваться, и искренне радуюсь успехам других людей».
Устройство заинтриговало, и я прошу рассказать о нем побольше. Оказалось — это инструмент, который выглядит как три палочки, которые по определенной системе связаны между собой стропой наподобие парашютной. Авторская разработка запатентована, а упражнения он разрабатывал и усовершенствовал на протяжении 14 лет, говорит Валерий.
«Это альтернатива современным спортивным тренажерам.
С помощью этого устройства можно тренироваться в любых, даже самых ограниченных условиях. Важно правильно делать эти упражнения. Этому я обучаю, есть и специальное видео. Если проблема со здоровьем — нельзя опускать руки, нужно браться за себя и работать. И все получится. И я тому пример, и моя жена», — продолжает он.
Пригодился ли бы украинским военным, которые проходят реабилитацию в Латвии после ранений, опыт Валерия? Да, думает Валерий, только вот в Резекне их почти нет: «Они все там, ближе к Риге. Безусловно,
эти упражнения помогли бы с реабилитацией наших ребят.
У нескольких действующих военных, которые несут службу на передовой в армии, есть мой инструмент».
В Латгалии Валерий постоянно активничает — ходит в походы с международными группами, организовывает спортивные группы и «Школы выживания».
«Милую латышечку» увидел сразу
Спрашиваю о Дайге. Выясняется, судьба их сводила дважды: «Сначала я был клиентом рекламного агентства и не раз заказывал что-то там у Дайги. Ну и что скрывать, запала она мне в душу. Милую латышечку заприметил сразу. Я ей и тортики приносил, и всякие вкусности. Но она всегда кормила коллектив, хотя приносил сладости лично ей. Кричала “Тортик пришел!” и резала на всех поровну. Но в тот период жизни ничего у нас не получилось».
Позже, лет через 15, продолжает Валерий, случайно увидел мимо проходящую Дайгу. Улыбается: «Узнал ее, выбежал сразу. Окликнул. И уже в этот раз все завертелось-закружилось. Так получилось, что в тот период уже она стала моей клиенткой»
Оба, и Валерий, и Дайга, очень активные по жизни. Дайга в Украине организовывала выставки-ярмарки для предпринимателей и ездила с ними по стране. У нее было свое рекламное агентство.
«52 города за один год! Вот так мы с Дайгушей работали», — восклицает Валерий. Когда он говорит о жене, чувствую в его голосе теплоту и любовь:
«Все, что по моей душе, по сердцу — все в ней и было, и есть».
Оба такие же активные и здесь, в Латвии. Ехать сразу после начала «большой» войны не собирались, уточняет Валерий. Но когда стало «прилетать» совсем рядом, решили, что пора уезжать, увозить внучек, одну тогда еще девятилетнюю и вторую — полуторамесячную. Уехали на родину Дайги — в Латвию, в Резекне.
«Мой сын погиб»
«Таких, как мы () было много, и всем была нужна поддержка. Дайга обзвонила своих одноклассников и знакомых. Для украинцев тогда передавали очень много разной помощи. И так получилось, что мы оказались этаким звеном в Резекне — между украинцами, нуждающимися в помощи и местными, теми, кто хочет помочь. Позже мы зарегистрировали Общество украинцев в Латгалии».
Сначала Валерию и Дайге помогли с жильем: «Этим людям так благодарен! А позже уже сняли квартиру, так и проживаем сейчас на съемной».
Помогали и помогают украинским военнослужащим.
Когда началась большая война, сын Валерия, Александр, пошел в ВСУ. Валерий решил последовать за ним, да не взяли: не призывной возраст. Тогда Валерий и Дайга бросили все силы на помощь бригаде Александра: война прожорлива, военным всегда что-то нужно.
В последний день августа Александру должно было исполниться 45 лет.
«Он погиб недавно, — Валерию тяжело даются эти слова, он почти плачет. — Мой сын погиб».
В житомирской школе, где учился его Александр, есть памятная доска с фото погибших героев. Теперь там и его фото…
Дайга ведет в Резекне курсы латышского для украинцев — военных беженцев. Учит язык и Валерий. Позади уже успешный экзамен на «стартовый» уровень А1, подготовка к А2 — «в процессе». Дома «своя» учительница: в быту стараются говорить на латышском.
Песня, которой заслушиваешься
В Латвии судьба свела Валерия с творческой парой. Общение, продолжает Валерий, «заставило вспомнить, что я когда-то играл на музыкальном инструменте». Сказано-сделано!
«В Риге приобрел б/у баян в чудесном состоянии. И на сегодняшний день у нас есть поющий коллектив из восьми человек», — улыбается он.
«Под вашим руководством?» — уточняю.
«Да. А еще есть дуэт “Два Валерия”. Валерий-латыш играет на аккордеоне, а Валерий-украинец на баяне».
На День Независимости Украины в августе этого года украинский творческий коллектив из Резекне приезжал в Ригу на фестиваль творческих коллективов украинских общин в Латвии:
«В минувшем году так не было, как в этом, тогда мы были просто массовкой. Не было возможности подержать украинскую культуру, показать свою песню людям. Помню, очень расстроен был этим. А
в этом году все было просто замечательно! Мы пели целый час!
Это были совсем другие организаторы, они нас увидели совсем по-другому. И дождь был, и ветер, но когда вышел коллектив из Резекне, то и зрители вернулись, и те, кто в соседнем кафе сидели кушали, теперь уже смотрели на нас, на наше выступление!»
Организаторы позже благодарили, рассказывает Валерий, за чудесное, «зажигательное» выступление.
«А планов много — и в творчестве, и в работе. Следим за здоровьем, обучаем этому других. Помогаем нашим военным с Дайгой… Так и живем. Главное, чтобы мир был в Украине и нигде больше войны не было», — кивает в заключение головой Валерий.
