«Если мы движемся к «нулевым бюджетам», то речь может идти о каком-то отдельном министерстве, потому что ясно, что все министерства приспособить к «нулевым бюджетам» невозможно», — так рассуждала премьер-министр Эвика Силиня («Новое Единство») в ноябре прошлого года, говоря о государственном бюджете-2026.
В Министерстве финансов по этому методу пересмотрели две бюджетные программы.
«Мы делаем это упражнение, и я думаю, что было бы очень полезно делать его в министерствах, и делать комплексно. Есть разные представления о том, что это значит.
Главное заключается в том, что «со стола» убирают все и начинают с нуля — оценивают, действительно ли та или иная функция нужна, разумны ли расходы на то, что нужно.
Так это сделали мы», — говорит министр финансов Арвил Ашераденс («Новое Единство»). По его словам, он намерен предложить Кабинету министров предложить использовать такой метод
Этот подход позволяет увидеть, адекватно ли имеющееся финансирование поставленной цели. Также планируется ввести бюджетирование, ориентированное на результат: расходы должны быть увязаны с достижением конкретных целей.
«Общественный сектор предоставляет почти 1000 различных видов услуг.
Этот «нулевой бюджет» есть смысл делать, если ясно, какие услуги предоставляются, каковы эти услуги, цели, задачи, оптимальны ли расходы.
Если объединить оба метода — ориентированное на результат бюджетирование и «нулевой бюджет», — то (по крайней мере, как мы констатировали в других странах) это действительно дает очень хороший результат», — сказал Ашераденс.
Двум другим министерствам — экономики и сообщения — поручено составить свои бюджеты таким способом. Как утверждают соответствующие министры, это и делается.
«Мы изучили подведомственные нам учреждения и само министерство. В результате мы и штаты сократили, и функции пересмотрели. Даже взносы в международные организации, в которых не видим смысла, если туда никто не ездил несколько лет. В данном случае мы говорим о суммах в 40 и более тысяч евро ежегодных платежей», — сказал министр экономики Виктор Валайнис (Союз зеленых и крестьян).
«Мы пересмотрели свои расходы. Удалось уменьшить функции, которые относятся к центральному аппарату, но мы пошли дальше: мы поставили эту задачу — пересмотреть свои расходы и функции — также перед обществами капитала нашего министерства сообщения», — заявил министр сообщения Атис Швинка («Прогрессивные»).
Такой подход следует распространять как можно шире, считают опрошенные специалисты.
«Нам всем всегда нужно ориентироваться на результат. Не так, что мне что-то полагается, потому что полагалось в прошлом году, а потому, что я хочу чего-то достичь.
И тогда мы смотрим, выделены ли ресурсы на то, что мы хотим достичь», — объясняет экономист Банка Латвии Байба Брусбарде.
Она приводит пример Новой Зеландии, где в свое время полностью изменили подход к бюджету, чтобы выйти из сложной экономической ситуации. «Они поставили в центр ребенка, а затем смотрели, какие министерства в какой момент подключаются — начиная со здравоохранения, образования, продолжая ориентированным на работу направлением. И ребенок в центре. Чего мы хотим? Мы хотим счастливого, здорового ребенка. Как мы можем этого достичь? Был момент, когда Новая Зеландия реализовала такой подход», — рассказывает Брусбарде, добавляя, что потом продолжать такой ежегодный пересмотр функций и расходов в заокеанском государстве не стали.
«»Нулевой бюджет» — это не про то, что у нас ноль расходов. Это про то, что мы ставим цель. Мы определяем результат и соответственно финансируем его достижение», — отмечает Карлис Кетнерс, директор Департамента развития бюджетной политики Министерства финансов.
При этом «нулевой бюджет» не может считаться таковым, если не пересматриваются в том числе и базовые расходы.
«В базовых расходах есть очень много услуг, от которых мы, общество, не готовы отказаться или которых мы ожидаем в еще большем объеме, чем позволяют бюджетные возможности», — добавляет он.
Будут ли остальные министерства составлять свой бюджет, придерживаясь такого подхода, должен решать Кабинет министров.
