Русский
php

На слово «Латвия» перестали удивленно поднимать брови — кинокритик Антон Долин

Ранее в этом году фильмы, или снятые в Латвии, или с участием представителей латвийской киноиндустрии, были представлены на Каннском кинофестивале. По мнению Долина, повышению узнаваемости Латвии на международной арене сопутствовали сразу несколько факторов.

«С одной стороны, это феномен фильма Flow («Поток»). Его совершенно незаурядный успех — успех именно независимого малобюджетного анимационного фильма, сделанного молодым автором, — для огромного количества людей нанес Латвию на кинематографическую карту мира. Я недавно вернулся из Америки и могу констатировать, что на слово «Латвия» перестали удивлённо поднимать брови многие американцы,. Теперь они знают, что Латвия — это страна, где сделали Flow. Это поразительный пример того, как один фильм, мультфильм может стать чем-то вроде национального символа». 

Второй фактор — активное участие Латвии в международном кинопроизводстве. «Латвия сейчас — это место, где удобно снимать фильмы на русском языке или фильмы, связанные с российской или советской тематикой, тем кинематографистам, которые не прошли бы цензуру Российской Федерации или которые просто не желают с Российской Федерацией иметь дело.

Сергей Лозница снимал свой фильм «Два прокурора» в Латвии, и это был один из самых востребованных фильмов Каннского фестиваля. Андрей Звягинцев собирается снимать свой фильм в Латвии — это будет его первая картина после многолетнего перерыва. Кирилл Серебренников снял здесь уже не один фильм. Но здесь также сняла свой днбют Кристен Стюарт. Здесь Оливье Ассайяс снимал картину «Кремлевский волшебник» с Джудом Лоу в роли Путина, которая будет участвовать в Венецианском кинофестивале. 

Таким образом, Латвия становится центром притяжения для самых разных людей, которые осмысляют эту постсоветскую, да и не только, реальность. Очевидно, здесь есть и необходимая фактура, и пейзажи, и квалифицированные, талантливые, в большом количестве существующие специалисты. При этом я могу предположить, что цены на производство здесь все-таки ниже, чем в Западной Европе».