Русский
php

«Тепер — у Латвії». Киевлянка Дарья знает, как снимать кино и сериалы

● Это — авторская русская версия текста.
Авторську версію українською можна прочитати тут.
Tulkojums latviski pieejams šeit.

В августе она вместе с латышскими коллегами будет работать в Курземе. Здесь в одном из городов начнутся съемки очередного сезона самого рейтингового сейчас в Латвии сериала: «Команда у нас просто крутая. Вообще, хочу сказать — латыши по качеству работы очень топовые» 

«Делаю так, чтобы эта вся киномашина двигалась»

Продакшн — это команда, которая обеспечивает весь процесс создания фильма, включая и организацию процесса. В феврале 2022 года Дарья вторым режиссером такой группы заканчивала работу над очередным проектом в Украине: «С 1 марта должен фильм был уже пойти в эфир на ТВ. Но война всю работу остановила.  Было решено переезжать в Балтийские страны. Тем более часть линии мы и так должны были снимать в Латвии».

Дарья приехала в Латвию летом 2022-го. У нее два высших образования — социальное и режиссера. «Игрового кино», — уточняет она. Училась в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенко-Карого. 

Работать в кино начала, еще когда училась: «Опыт уже приличный.

Работала на сериалах — полнометражных и короткометражных. Cнимала клипы и рекламу».

Дарья объясняет: режиссер фактически организует работу внутри съемочной группы, полностью всю: от создания рабочих графиков и до организации работы всех департаментов.  Улыбается: «Делаю так, чтобы эта вся киномашина двигалась». 

В результате проект, которые не успели доснять в Украине — а это был сериал «Обвиняется в любви» — доделывали в Латвии: «Весь продакшн релоцировался сюда, в Ригу, и

сериал мы заканчивали уже здесь. Это интересный проект, мультикультурный.

Мы работали и с латышскими, и с литовскими актерами, были и украинские».

Коллеги уехали, а я осталась

Команда, с которой Дарья приехала в Латвию, снял здесь еще несколько сериалов: «А когда “киношный” рынок в Украине ожил, они решили сфокусироваться на нем, упаковали вещи и вернулись домой. А я осталась работать уже с местными».

Говорим про оживший кинорынок в Украине. Как мог ожить кинорынок в стране, где военнослужащий есть если не в каждой семье, то точно в соседской?

«Это очень хорошо, что он ожил!

Люди устают быть в горе, нужно на что-то отвлекаться. Им просто необходимо на что-то переключиться.

Они через творчество сублимируют свою боль и таким образом перенаправляют ее в какие-то проекты. Откуда-то же нужно брать силы на это все и жить эту жизнь все дальше нужно! Другой вопрос — что снимается и каким образом мы переключаемся…»

Киноиндустрия — очень закрытая сфера, рассказывает Дарья. Открыть сайт с вакансиями и прийти по объявлению не получится.  И так во всем мире: «Попасть можно только через знакомых и по рекомендациям. Когда я работала с украинским продакшном здесь, я обзавелась знакомыми среди местных.

В Латвии небольшой рынок, и за пару лет я узнала всех — кто чем занимается.

Так и получилось, что меня здесь рекомендовали для участия в текущем на тот момент проекте».

За хорошими спецами ездят в другие страны

В Латвии, кроме второго режиссера, Дарья стала работать и продюсером. Объясняет: «Продюсер организовывает внешнюю работу, а второй режиссер — внутреннюю».

Спрашиваю у Дарьи — а как с конкуренцией? Особенно учитывая, что в Латвии рынок кино такой компактный?

«На самом деле, наверное, как и в любой сфере —

здесь тоже не хватает хороших, классных специалистов. Я сама как продюсер искала себе на некоторые проекты людей. Не могла найти здесь и привозила их из других стран.

И когда, например, есть 4 художника по костюмам в Латвии, мы запускаем 4 проекта — хватает этих специалистов. Но если запускается параллельно пятый, то — всё, одного уже не хватает. Потому, когда появляется хороший специалист, его забирают с руками и ногами», — рассказывает она.

Поскольку съемочная площадка часто представляет собой интернациональное общество — Дарью выручает английский язык, но и русский тоже. «Но знаете, — смеется Дарья, — В процессе съемок я так нормально латышского подучила уже».

Дарья несколько раз начинала «традиционное» освоение латышского, но поскольку, как она сама говорит, время ей из-за работы контролировать непросто, каждый раз приходилось бросать: «Я записываюсь на курсы, у меня начинается проект, и тогда я не могу на них ходить. График такой, что подстроиться невозможно. Вот сейчас я опять пошла, вижу в этом надобность. Мне хочется быть в контексте и не ограничивать себя в чем-то именно из-за незнания языка».

Ригу ждет много интересного

Думаю, многие читатели, особенно рижане, обратили внимание что в Латвии в последнее время опять появились большие машины, которые всегда сопровождают кинопроизводство и устраиваются площадки на улицах. Дело в том, что Латвия вернулась к практике компенсаций части затрат иностранным компаниям, рассказывает Дарья: «Это могут быть и съемки, и организация фестивалей, например. То, что уходит в налоги, потом возвращается. Эта программа и раньше работала, потому здесь раньше снималось так много ко-продукции. Результат не заставил ждать: уже зимой здесь параллельно снималось 3 фильма. Была задействована вся индустрия, и это очень приятно. Большой плюс и в том, что в Латвии достаточно лояльные и законы, и правила организации съемок.

В Германии, например, получить возможность провести съемку на улице очень-очень сложно, а в Риге это не проблема. Плюс очень приятные цены:

на аренду [техники], на локации, на проживание съемочной группы».

Дарья уверена, что у Латвии есть будущее в этой сфере, и решение, которое приняли — абсолютно правильное: «Плюс Рига очень красивая, здесь есть что снимать! Потому я думаю, что будет много всего интересного».

Продакшн, с которым работает Дарья, думает над возможностью в какой-то момент приступить к съемкам о жизни украинцев в Латвии: «Пока присматриваемся».

А вот создателей мультфильма Straume («Поток») покажут почти точно: «Этих талантливых молодых людей лично я не знаю. Это же графика, все же не мое направление. Но мы думаем, что в одной из наших передач, а она о классных людях в Латвии, и мы ее готовим, мы все-таки с ними познакомимся».

Латыши не капризничают, а наши до сих пор небожители

Вот-вот у Дарьи и ее киноколлег из латышской группы Лелде Ковалевой начинается новый проект (соавтор известного сериала Nelūgtie viesi — «Незваные гости» — в начала лета объявила о кастинге): «Это для местного [кабельного] телевидения. Будем в одном из городов Курземе работать. Сейчас мы готовимся к съемкам, а с 11 августа стартуем. Если не ошибаюсь, фильм также продан в Украину и за границу на стриминговые платформы». 

Работа в киносфере обуславливает контакт с актерами. Дарья знает многих латышских актеров и отзывается о них очень тепло «Они очень классные, по качеству работы очень топовые. Хорошо общаюсь с Дайнисом Грубе, Дитой Луриней, Никлавсом Курпниексом, Дартой Даневичей, Максимом Буселом.

Эти люди — ведущие актеры. И они отзывчивые и с ними приятно коммуницировать. Очень их люблю». 

Например, продолжает Дарья — ведущая актриса Дита Луриня.  «Вот это вот — покапризничать, — она себе не позволяет, не поступает так. Работает вместе со всеми, на максимум. Никогда не слышала, чтобы она на что-то жаловалась». 

«А как же украинские актеры?  До сих пор небожители?» — спрашиваю я. Вспомнила свой разговор с Анастасией Василенко. Тогда мы говорили, что война должна бы была повлиять на представителей шоу-бизнеса в Украине.

Поначалу так и было, соглашается Дарья: «Если брать украинских актеров такого же уровня, то работать с ними всегда было очень сложно. Когда началась война, мы сняли здесь (.) два сериала для Украины с украинскими актерами. Они приезжали сюда и было видно — те, которые раньше ценили себя до небес,

они действительно стали попроще. Война накладывает отпечаток: ведь никогда такого не было, чтобы они остались без работы. Но явление оказалось временным,

сейчас опять все вернулось на круги своя. Это и коллеги из Украины подтверждают».

для украинок

Когда Дарья приехала в Латвию у нее не было проблем с социализацией — ведь сразу попала в свою рабочую сферу, в свое окружение: «Перезнакомилась с большим числом местных, дружить начали. Но все равно, хотя мы и прекрасно общаемся, сложно вписаться в ту жизнь, которая была здесь и до тебя. И я в какой-то момент поняла, что мне не хватает женского общения. Просто обычной женской коммуникации. А

женщине, я считаю, очень важна женская поддержка. И я подумала, что наверняка я не одна с такой проблемой здесь в Риге».

Так она загорелась — и успешно реализовала идею организации особых групп для украинок: « — это такие форматы взаимодействия, когда раз в неделю собирается группа близких по духу людей с обсуждением своих целей и планов. Мы там делимся тем, что у нас получается, или что не получается, с какими сложностями соприкасаемся. Получаем советы и поддержку от группы, и, конечно, дружим. У каждого свои запросы. Кто-то хотел бы 5000 подписчиков в инстаграм, а кто-то приходит на встречи с запросом научится отдыхать.» 

На ее приглашение в социальной сети объединиться для встреч отозвалось очень много украинок: «За час у меня собралось две полные группы по 15 человек и еще лист ожидания на 20 человек. Когда цикл встреч подходил к концу, девочки меня спрашивали, а будут ли такие же еще? Моя идея оказалась востребованной, и очень…

Латвия нас принимает с душей и сердцем — это очевидно, и мы очень благодарны за это. Но

мы все равно остаемся ментально разными: украинцы более открыты, нам хватит одного раза, одного часа даже, посидеть, пообщаться, и мы будем уже “душа нараспашку”,

сможем говорить на почти любые темы. Латыши более аккуратны в этом отношении, они так быстро к себе не подпускают. Потому и приходят на такие встречи наши украиночки».