Место встречи было выбрано неслучайно, ведь в 1974 и 1975 годах Владимир Семёнович выступал в клубе РКИИГА, на месте которого сейчас расположен актовый зал БМА. В 2010 году его поклонниками при поддержке был создан Международный центр-музей Высоцкого. И сборник издала БМА — его авторами стали Александр Геронян и профессор филологии Любовь Каширина, руководитель музея Высоцкого.
В нём достаточно много материалов из рижской прессы, в том числе и публикация нашего портала двухлетней давности.
Книга посвящена светлой памяти Ольги Михайловны Ногиновой — педагога и общественного деятеля, основателя и руководителя музея Высоцкого при БМА, которая ушла из жизни в начале этого года.
Помимо воспоминаний и журналистских материалов в сборнике собраны значимые публикации о пребывании Владимира Семёновича в Латвии, а также стихи латвийских поэтов, посвященные ему — Алены Митиной, Петра Антропова, Ивана Кунцевича, Ираиды Кельмелене, Николая Романенко, Ларисы Плотниеце и других.
Под одной обложкой уместились также воспоминания о барде Марка Цыбульского, ныне жителя США — он считается чуть ли не ведущим «высоцковедом». Тут же воспоминания уже покойных деятелей культуры Латвии, которые встречались с Высоцким. Среди них, например, выдающийся художник Артур Никитин, который живописал барда у себя в мастерской и угощал его грибным супом. А также воспоминания выдающегося фотохудожника Вильгельма Михайловского, который снимал рижские концерты Высоцкого, и один из фотопортретов Владимира Семёновича работы Михайловского украсил обложку издания.
Также в сборник включены воспоминания звукорежиссера Игоря Яковлева, который работал на Рижской киностудии и принимал участие в озвучивании фильма «Стрелы Робин Гуда», для которого Высоцкий написал шесть баллад.
Кстати, чего стоит история, как рижский юрист, специалист по авторским правам Владимир Багиров помог Высоцкому!
Общеизвестный факт — бард на Рижской киностудии записал баллады к фильму «Стрелы Робин Гуда», но Госкино СССР в последний момент отменило песни Высоцкого (уже после смерти барда они прозвучали в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»). Но мало кто знает, что Рижская киностудия не выплачивала гонорар Высоцкому за записанные песни и только благодаря участию рижанина Багирова киностудии всё же пришлось выплатить 900 рублей (по тем временам большие деньги, средняя зарплата в СССР была 120 рублей).
Но, пожалуй, наиболее ценны воспоминания предпринимателя Юлия Круминьша, который лично посетил презентацию и подарил музею, который он поддерживает и финансово, книгу воспоминаний известного российского директора фильмов Бориса Криштула, в которой, среди прочего, есть фото Юлия с Высоцким.
«Действительно, мне повезло, что у меня была такая возможность с Володей встречаться, — рассказал господин Круминьш. — Первый раз я с Высоцким встретился в 1969 году. Я тогда как раз поступал в ГИГИС, и мой друг пригласил меня в аэропорт встретить американского актера Шона Коннери и итальянскую кинозвезду Клаудию Кардинале, прибывшим на съёмки фильма «Красная палатка». Мы приехали в аэропорт их встретить,
и тут подъезжает Высоцкий и ходит вокруг него целая толпа людей, которые берут автографы. А на Коннери, мировую звезду, даже не обратили внимание, и он очень удивлялся…»
До 1989 года Круминьш жил в Москве, работал в кино, видел в 1971 году Высоцкого в «Гамлете». А затем почти год работал с ним на картине «Как царь Пётр арапа женил», на которой Юлий был замдиректором фильма. А снимали то кино в Юрмале, кстати — все эти корабельные сцены. И есть весьма сокровенные воспоминания — в том числе, как артиста приводили в форму после тяжёлых вечеров накануне — с помощью украденного шприца со спиртом, из которого делали лёгкий «коктейль». Артист тут же приходил в себя.
«Мне очень нравится стихотворение Высоцкого, где он поёт “Лучше гор могут быть только горы”, — говорит господин Круминьш. — Сейчас я бы немножко перефразировал эти слова и сказал бы так: “Лучше Высоцкого может быть только Высоцкий”.
Он не просто голос эпохи, он её боль, её совесть, её смех сквозь слёзы. Он не только поэт, он не только актёр, он не только бард, он видение. “Высоцкий” — это когда слово бьёт в сердце».
Презентация сборника была сопровождена концертом с участием рижских бардов — Вадима Новожилова, Сергея Степаненко, Юрия Тихомирова, Эдуарда Вартанова и Владимира Новикова. Однофамилец рижского барда — писатель Владимир Новиков — опубликовал в сборнике сделанные им портреты барда.
