«История лиепайских евреев до начала Второй мировой не исследована до конца. Но что можно сказать точно — она не изолирована, а перемешана с историей и немцев, и поляков, и русских, и, безусловно, латышей. Лиепая в этом отношении — уникальный город, здесь никогда не было еврейских улиц или кварталов», — подчеркнула Илана Иванова, директор фонда «Еврейское наследие Лиепаи» на презентации электронной книги «Наследие лиепайских евреев в контексте истории города».
Есть у книги и другое название: «Евреи Лиепаи: образование, культура, спорт, здравоохранение, предпринимательская деятельность». Фактически это — содержание. У цифрового формата есть свои преимущества.
«Это дает нам возможность не только обобщить историю евреев, но и дополнять, изменять и т.д. Я хочу поблагодарить Совет еврейских общин Латвии и Фонд реституции еврейской общины за софинансирование проекта. И выразить глубочайшую признательность всем исследователям, принимавшим участие в создании нашей книги. Они ведь не только писали текст, но искали в разных архивах фотографии, многие из которых не были подписаны, надо было и это выяснить. Всего в книге 128 фотографий и документов», — рассказала Илана Иванова, возглавлявшая проект издания.
Теперь оно выложено на сайте Фонда «Еврейское наследие Лиепаи» и доступна всем. И это — тоже посвящение 400-летию с момента получения Лиепаей прав города и подарок всем, кто интересуется историей.
«Я очень благодарна маме, тому, как она преподносила историю Лиепаи, в том числе еврейскую —
с большим юмором, любовью, теплотой. И тогда я надела розовые очки и до сих пор их не сняла.
Потому что верю — рано или поздно всё культурно-историческое наследие, всех народов, живших в Лиепае — выйдет из забвения, станет широко известно и поколение XXI века сумеет оценить то богатство, которым владело сплоченное до середины 1930-х годов — это я особо подчеркиваю — общество нашего небольшого прекрасного города», — сказала Илана Иванова.
Идея издания появилась 30 лет назад. Найти материалы о довоенной истории еврейской общины Лиепаи было непросто (она в основном на идиш, немецком и английском, на русском и латышском крайне мало). Но над книгой работали профессионалы, отметила Илана Иванова. Раздел об образовании, к примеру, написала Dr. hist. Инесе Рунце, ведущий научный сотрудник Института философии и социологии гуманитарного факультета ЛУ.
«Проблема учителей была и тогда! Лиепайские евреи приглашали педагогов из других стран — Польши, Германии… И им было совершенно не важно, кем по национальности будет преподаватель. Но он должен был владеть тем языком, на котором шло обучение в школе. И были случаи, когда немец работал в школе с преподаванием на идиш — и он говорил на этом языке! Что еще интересно —
очень часто эти приглашенные учителя натурализовались и становились гражданами Латвии.
К слову, один из министров образования в довоенные годы жаловался на феминизацию преподавания в школах. Но мне кажется, что это не совсем справедливо, женщины составляли 38% преподавательского состава. В Лиепае поначалу было немало хедеров, религиозных школ, но в 1924-м объединились в один очень сильный хедер», — рассказала Илана Иванова.
Все сферы жизни еврейской общины очень тесно переплетались с «общегородскими»
— в культуре, медицине, спорте, бизнесе. К примеру, недавно стараниями Фонда была открыта памятная доска в честь Отто Фишера, австрийского футболиста еврейского происхождения. Он переехал в Лиепаю и тренировал местную команду Olimpija, благодаря ему она трижды становилась чемпионом Латвии. Как его отделить? Или пианист Макс Рабинович, выпускник Николаевской гимназии, аккомпаниатор Федора Шаляпина (о нем рассказывается в книге «Выдающиеся латвийские евреи в США»). В Лиепайском симфоническом оркестре в свое время треть музыкантов была еврейского происхождения. Спаслись всего два человека, одна из них — Ида Блюменфельд, мама выдающегося дирижера Мариса Янсона.
В Лиепае было также много медиков, предпринимателей, торговцев, мастеровых еврейского происхождения… Они жили и работали вместе со всеми другими горожанами. А потом началась нацистская оккупация. Хронология в книге «Наследие лиепайских евреев в контексте истории города» начинается с XVI века и завершается 1945-м. К тому моменту еврейская община Лиепаи была уничтожена практически полностью.
