Праздновать день рождения 24 мая в Рундале давно стало традицией. Но в этом году праздник здесь совершенно особенный.
Яркий акцент дня рождения дворца-музея — открытие выставкиImants Lancmanis. Gleznas. («Имант Ланцманис. Картины»). Экс-директор вернулся в музей не один, а в компании… искусственного интеллекта.
Шесть лет назад Имант Ланцманис, много лет возглавлявший дворец-музей, покинул директорский пост — сдал дела нынешнему директору Лауре Лусе и вышел на пенсию. Вернее сказать, .
В мае 2025 он вернулся в любимый дворец в новом качестве, с большой персональной выставкой, которая продлится все лето, с 25 мая по 31 августа. Событие очень волнующее, по-настоящему важное и для музея, и для художника, и для гостей, прибывших в Рундале.
…Когда-то юному выпускнику Латвийской академии художеств пришлось сделать непростой выбор. Тогда казалось: раз согласился связать свою жизнь с реставрацией Рундальского дворца, то карьерой живописца, увы, придется пожертвовать. Потом, правда, писал понемногу…
А уж в эти недавние шесть лет у мольберта работал так много, неутомимо и яростно, будто пытался наверстать упущенное за десятилетия реставрации и восстановления интерьеров дворца. Кажется, выставкой в Рундальском дворце этот этап завершается в пользу нового.
Так вот идешь теперь в день открытия выставки по музейным залам… И не перестаешь удивляться! Были ведь уже одна за другой выставки художника Ланцманиса в Латвийском национальном художественном музее (LNMM), в музеях Валмиеры, Мадоны, Елгавы, где-то еще…
Но как же свежо и по-новому смотрятся даже и виденные прежде работы Ланцманиса в родных для него дворцовых стенах и залах. Для журналистов тем более дорогого стоит сама возможность пройти вместе с художником и соавторами его экспозиции по готовой к открытию выставке.
Есть у Иманта Ланцманиса своя история про каждую выставленную работу. Что побудило взяться за тот или иной сюжет, как и почему рождались циклы его живописных полотен. Пересказывать не буду. У тех, кто приедет на выставку в Рундальском дворце, будет возможность самим узнать подробности.
Про то, например, как рождался цикл картин, посвященных латвийским дубам… Как, казалось бы, неудача с алтарной картиной, предназначенной прихожанам конкретной церкви, стала толчком к созданию впечатляющего библейского цикла… Как искусственный интеллект стал подспорьем в работе над сложными, концептуальными композициями.
Обо этом рассказывают материалы, сопровождающие каждый раздел выставки. Можно пролистать большого формата книгу, вдаваясь в подробности технологии. Или же попытаться угадать: лица, позы и типажи — сделано это как? Что за конкретным сюжетом — месяц и годы, проведенные в архивах? Или готовый результат, за пару секунд сгенерированный искусственным интеллектом?
Есть на выставке целый зал с картинами коллег. Каким видят Иманта Ланцманиса в разные годы коллеги-художники? Портрет совсем юного Иманта — работа Майи Табаки. Ей принадлежит и коллективный портрет их студенческой компании, а также знаменитая «Свадьба в Рундале». Есть и несколько работ художницы Элизабетт Бирон.
Ждут почитателей творчества Ланцманиса и сюрпризы в интерьерах второго этажа. Ведь случалось во времена его директорства такое, что за неимением финансирования и других возможностей Ланцманис-директор эксплуатировал Ланцманиса-художника, соглашавшегося заполнить пустоты в росписи декоров…
Открытие выставки в день рождения дворца стало радостным событием для многих «рундальцев», потому что нередко коллеги по музею становились и моделями художника. Узнавать себя прежних в выставленных картинах сегодня в удовольствие. А в программе праздника были еще и , воспроизводящие отдельные живописные сюжеты.
Инициатива провести выставку Иманта Ланцманиса в Рундальском дворце принадлежит директору Лауре Лусе. Куратором стала искусствовед Гинта Герхарде-Упениеце, а на долю Ливы Даниниеце выпал труд договоренностей и согласований с музеями и коллекционерами, предоставившими на выставку работы из своих собраний.
За художественное оформление и дизайн отвечала Катрина Василевска (между прочим, она еще и крестница Ланцманиса). Выступление художницы перед неофициальным открытием выставки было максимально кратким: главным на выставке картин должны остаться картины, и главное не отвлекать внимание декорациями.
Отвечая на вопрос LSM+ руководитель выставочного проекта и директор дворца-музея Лаура Лусе подтвердила, что для музея столь масштабная и выставка современного латвийского художника во дворце проводится впервые. Экспозиции обычно посвящены темам из истории искусства, связанным с Латвией.
Но случай Иманта Ланцманиса особенный и единственный в своем роде. Речь ведь о творчестве человека, посвятившем большую часть жизни восстановлению дворца, о человеке, которым в Рундальском дворце гордятся и которого безмерно уважают.
Очень заинтересованы в музее и новыми планами Ланцманиса, его намерением вернуться к исследовательской работе.
Имант Ланцманис признанный профессионал во многих сферах: он искусствовед, знаток истории культуры, художник и многолетний директор музея Рундальского дворца. В день открытия выставки он признался, что в ближайшее время намерен … отложить в сторону кисти.
Ланцманис планирует несколько изменить приоритеты в работе, вплотную заняться текстами. А именно — довести до конца отложенное в свое время издание каталога выставки портретов ХVIII века (когда-то они готовили вместе с супругой Иевой Ланцмане, но после ее смерти труд так и остался незавершенным). Еще есть желание вернуться к написанию книги о старых латвийских усадьбах.
А пока что на память о выставке Имант Ланцманис дарит всем свою маленькую книжку: два интервью, которые никогда в действительности не происходили, а попросту выдуманы автором. Скорее, это внутренний монолог, объясняющий мотивы и подробности создания сложных работ.
И еще есть хорошая новость для тех, кто любит книжки большие, серьезные. Очень быстро стала библиографической редкостью роскошная книга Хелены Демаковой, посвященная искусству Иманта Ланцманиса. Так вот, дополнительный тираж ее уже выпущен издательством Neputns.
