Русский
php

Звезда рижского «Арсенала» — обладатель Золотой пальмовой ветви в Каннах! #kultura1kB

Классик иранского и мирового кино Джафар Панахи получил Золотую пальмовую ветвь кинофестиваля в Каннах. Он был на рижском кинофоруме «Арсенал» в 1998-м, получил тогда приз нашего киносмотра и убыл в будущее, в котором успел стать политзаключенным и обладателем главных мировых кино призов!

Джафар получил награду за фильм «Простая случайность». Таким образом, он сейчас единственный в мире обладатель четырёх главных золотых призов ведущих мировых кинофестивалей («Золотой лев» в Венеции, «Золотой медведь» в Берлине, «Золотой леопард» в Локарно и «Пальмовая ветвь» Канн!). А ведь до мировой славы он успел побывать в Риге.

Помнится, незадолго до открытия «Арсенала» в 1988-м президент кинофорума Аугуст Сукутс (увы, уже ушёл из жизни), пришел с соратником Марисом Гайлисом в клуб «Гамлет» (он до сих пор работает в Старой Риге). Там шло заседание бизнес-клуба. И средь шумного бала Аугуст провозгласил: «Обязательно идите на иранское кино на “Арсенале!” Особенно на Джафара Панахи. Это будущее мирового кино! Еще раз его кино увидите не скоро. И не в Риге».

Купцы удивились — дескать, что удивительного в иранском кино? Действительно: на тот момент за плечами 38-летнего Панахи были лишь годы учебы в Тегеранском колледже кино и телевидения, где он снял несколько короткометражек, а также всего три полнометражных фильма («Белый шар», «Аркедоул» и «Зеркало»). «Зеркало», собственно, и показали в 1998-м году в малом зале кинотеатра «Рига» (ныне Splendid palace), в рамках ретроспективного показа «Камера без паранджи». Это был фильм в фильме — маленькая девочка Мина едет домой автобусом и вдруг заявляет невесть откуда объявившемуся режиссеру: «Я устала играть эту роль!»

Тогда, в сентябре 98-го, Панахи получил на «Арсенале» приз жюри ФИПРЕССИ. Действо проходило во дворике в рижском Базаре Берга. Победила американка Нина Менкес. Но не потому, что её «Окровавленное дитя» было лучше «Зеркала» — просто приз традиционно разыгрывался в лотерею среди всех десяти конкурсных картин кинофорума. Которые, по установке кинофорума, все хороши.

Панахи на сцене почесал тогда в затылке, рассмеялся, угостился в ресторане «Андалузский пес»… И уехал в Тегеран. А потом — в Канны, Берлин, Венецию.

Впоследствии у Джафара не только в кино, но и в жизни сложилась неординарная судьба. В марте 2010 года он был арестован и осуждён на шесть лет заключения за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов 2009 года. Ему также было запрещено заниматься кинематографической деятельностью и давать интервью в течение двадцати лет. Благодаря мировой поддержке Панахи удалось отбывать срок под домашним арестом. Дома он снял «Это не фильм» (2011), показанный на кинофестивале в Каннах. Материал был вывезен из Ирана на флешке, спрятанной в пирожном.

Затем режиссёр смог передвигаться по Ирану, но его паспорт находился у властей. В октябре 2012 года он стал лауреатом премии имени Сахарова. В мае 2018 года на 71-м Каннском международном кинофестивале Джафар был награждён за лучший сценарий (фильм «Три лица»), однако сам в это время находился в Иране под домашним арестом. В начале февраля 2023 года Панахи был освобождён под залог.

Вот вроде бы и всё. Но хочется добавить, что тогда, в «Гамлете», Сукутс был прав: «Это будущее мирового кино!»