Русский
php

Умер хореограф Григорович — тот случай, когда следует говорить «ушла эпоха» #kultura1kB

В Москве в возрасте 98 лет умер гениальный балетмейстер Юрий Григорович. А несколькими днями ранее в Санкт-Петербурге ушла из жизни в возрасте 93-х лет Алла Осипенко, с которой Григорович некогда начинал свою творческую деятельность. Тот случай, когда опостылевшая фраза «ушла эпоха» совершенно справедлива.

Аллу Осипенко знают все. Все же видели «Зимнюю вишню», в которой элегантная дама вручает конверт (с деньгами-алиментами от бывшего мужа) главной героине фильма, со словами: «Элементы!» Кстати, ту маленькую сцену снимали в квартире Осипенко, которая была последней из советских участников той поездки, видевшей Рудольфа Нуриева в 1961-м в аэропорту Парижа. С ним она танцевала.

С Григоровичем работала над его первой громкой постановкой (это было ещё в Ленинграде, где Юрий Николаевич был балетмейстером в Кировском театре в 1961-64-м)) — «Каменный цветок». Это был совершенно другой хореографический язык, близкий к неоклассике, но что точно — совершенно новаторский и самостоятельный.

И далее пошёл «золотой век» Григоровича (в восьмидесятых был у него одноимённый балет «Золотой век», до сих пор впечатляет, когда видишь на экране!). Григорович на долгие десятилетия стал главным балетмейстером в Большом театре — и был совершенно «просвещённым диктатором». Он поставил не так уж много балетов в своей собственной и неповторимой хореографии — «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак», «Иван Грозный», «Золотой век», но каждый становился событием в балете на мировом уровне.

По словам художественного руководителя Латвийского Национального балета Айвара Лейманиса, он не припоминает, чтобы Григорович когда-либо навещал Латвию. Но в его великом «Спартаке» танцевал легендарный латыш Марис Лиепа. В краснодарской труппе Григоровича в середине девяностых начинал Сергей Нейкшин, ставший затем ведущим солистом Латвийского Национального балета (сейчас репетитор труппы).

«Один из самых драгоценных моих опытов — год в Краснодаре, где Юрий Григорович основал свою труппу, — рассказывал Сергей LSM+ три года назад, в день 95-летия мэтра. — Я танцевал у него в “Легенде о любви”, в “Шопениане”, в “Лебедином озере” и “Щелкунчике” в его редакции. Это, конечно, незабываемое время — работать с таким великим хореографом. Меня, можно сказать, вела рука Мастера и вдохновляла. Об этом только самые позитивные воспоминания, даже несмотря на то, что и там был некоторый негатив, связанный с обстановкой внутри труппы и т. д. С Григоровичем я даже начал репетировать роль Красса в “Спартаке” Хачатуряна. Я мечтал танцевать Красса! Но… так получилось, что как раз уехал в Ригу».

Более десяти лет назад во время фестиваля «Золотая маска в Латвии» в Латвийской Национальной опере рижане увидели «Лебединое озеро» в версии Григоровича. Танцевал балет из Уфы (Башкортостан), а солисты — из Большого театра. Это было потрясающе! Финал в той постановке был, в отличие от классических советских постановок, мощный и трагический — главные герои погибали.

А за кадром — феноменальная жизнь, о которой сняты фильмы, написаны книги — и ещё снимут и напишут. И настоящая — без кавычек — легенда о любви к балерине Наталии Бессмертновой, которая ушла из жизни в феврале 2008 года. Рядом с ней, своей супругой, Григорович и будет похоронен на Новодевичьем кладбище.

P.S. И символичное совпадение — в день ухода Григоровича на 84-м году жизни скончался народный артист СССР, солист балета Юрий Владимиров, который танцевал в спектаклях Григоровича. Действительно ушла эпоха.