В начале мая увидела свет очередная книга историка, создателя и руководителя музея «Евреи в Даугавпилсе и Латгалии» Иосифа Рочко. Она называется «Спасение, спасители и спасенные в Латгалии в годы Холокоста» и рассказывает почти о 90 случаях спасения евреев во время Второй мировой войны.
«У меня около 20 статей и книг, посвященных Холокосту (о некоторых LSM+ писал, к примеру, тут и тут). Я понял, что надо писать не только о жертвах, но и о тех, кто спасал. Это старая моя идея, она долго вызревала. Впервые я отразил тему спасения в своей статье 2001 года. Должен сказать, что о Холокосте в Даугавпилсе раньше меня писали краевед Залман Якуб и историк, профессор Даугавпилсского педагогического института (ныне Даугавпилсский университет — LSM+) Иосиф Штейман. Мне даже казалось, что они всё написали, но Штейман посоветовал мне заняться еще и Латгалией.
В статьях я часто упоминал тех, кто спасал евреев. Пришло время все эти сведения обобщить и собрать под одной обложкой», — рассказал Иосиф Рочко.
Он признался, что писать о спасении было очень трудно: «Теоретически историки должны быть объективными исследователями, то есть независимыми от своих взглядов. Однако я живу в еврейской среде, мой отец был узником Даугавпилсского гетто, Кайзервальда, Штуттгофа. В Холокосте погибла его первая семья: жена, двое детей, мой дедушка, родственники, которых я никогда не видел. Рассказы моего отца, позже воспоминания других узников гетто сформировали во мне отрицательное отношение к местным пособникам нацизма. Я не слышал от бывших узников, что кто-то пытался спасти евреев.
Лишь позже, изучая Холокост, я узнал, что среди латышей, русских, поляков и немцев были люди, которые сочувствовали евреям, пытались помочь, помогали и спасали.
Изучение преступления может иметь воспитательное значение, может делать человека более нравственным. Поэтому у моей работы и дидактическая цель — рассказать о событиях Холокоста, чтобы в будущем они не повторились. Как говорится, в назидание молодому поколению».
Другая трудность — почти полное отсутствие документов военного времени по этой теме: «Естественно, гитлеровцы не писали о спасении евреев, они писали о расстрелах. Советские источники делали акцент на освобождение от нацистов и собственный героизм. В послевоенные годы тоже долго о спасении евреев говорить было не принято, вообще можно было услышать — не тех спасали… Я много пользовался устными источниками — ходил по деревням и расспрашивал.
Большинство людей не убивали евреев и не спасали их — они просто стояли в стороне. Была группа тех, кто активно участвовал в уничтожении — расстреливали, грабили. Были и более “мягкие” преступники — доносили, охотно пользовались чужим имуществом, прекрасно зная, кому оно принадлежало раньше… И совсем небольшая группа помогала. Помощь разная была: кто-то годами прятал евреев, кормил, лечил. Кто-то давал укрытие на несколько дней и показывал дорогу в Беларусь, к партизанам…
Кто-то — просто кусок хлеба дал и всё. И это тоже ценить нужно, потому что за помощь евреям полагалась смерть.
Я часто думаю, мог бы я, будучи латышом, русским, поляком, спасти еврея? Рискуя своей жизнью, жизнью своей семьи… Я не знаю ответа. Не знаю, стал бы я спасителем или нет…»
Как уже было отмечено выше, в книге содержится почти 90 эпизодов спасения евреев в Латгалии. Почти 90 случаев неброского, тихого героизма, спасшего сотни жизней.
Вот только одна история. В деревне Кведервецуми, что в 25 километрах от Ливаны, до войны жила староверская семья Богдановых. По соседству — Надежда Кириллова. Они часто ездили в Ливаны — дружили с еврейской семьей Нейшлосс, которой принадлежали два магазина. Хозяйка Сарра Нейшлосс давала иногда денег в долг, а ее дочки Белла и Хана приводили русских подружек в магазин и … разрешали померить платья — увы, купить староверские девчонки не могли, денег не хватало.
Когда началась война, Белла и Хана успели уехать из Ливаны, Сарра — нет. Она попросила Богдановых о помощи, и глава семьи, Савелий Богданов, в телеге, накрыв сеном,
увез Сарру в деревню и поселил под кроватью в комнате своей парализованной жены Алены. По ночам Сарру выпускали из укрытия, мыли, кормили.
В дом наведывались полицейские, искали оружие. Кричали, что всех жидов скоро уничтожат, и тогда возьмутся за староверов… В комнату к парализованной Алене они даже не заходили. Однажды Савелий стал сопротивляться очередному обыску, и немецкий полицай сломал ему руку. Дерзкий старовер поехал в город, пожаловался в комендатуру. Офицер кричал на обидчиков: «На фронт пойдете — с русскими воевать, а не мирное население тут обижать!»
Освободили Сарру летом 1944 года. Она уехала к родственникам в Россию, дальнейшая ее судьба неизвестна.
Всё это в 2008 году рассказала И. Рочко соседка Богдановых и участница событий Надежда Кириллова. «Почему же вы молчали столько лет?», — спросил историк.
«А чего тут такого, чтобы рассказывать? Разве это интересно?»,
— ответила 90-летняя спасительница. Ничего особенного в своем подвиге и подвиге Богдановых она не видела.
Тираж книги «Спасение, спасители и спасенные в Латгалии в годы Холокоста» — 120 экземпляров, приобрести ее можно, связавшись с автором.
Из разговора с Иосифом Рочко стало известно, что уже находится в печати третье издание путеводителя «Еврейская Латгалия». Оно в полтора раза толще предыдущего, второго, вышедшего в конце 2018 года (LSM+ писал об этом здесь), а впервые «Еврейская Латгалия» заговорила по-английски в 2014-м.
«Происходят ведь разные новые события, появляются новые памятники. Приводятся в порядок старые еврейские захоронения, например, в прошлом году в Риебини Прейльского края немецкая молодежь под руководством пастора Рекса восстановила местное еврейское кладбище. Ранее, в 2021 году, немецкие ребята вместе с латгальскими волонтерами реновировали еврейское кладбище в городе Субате, еще раньше — в 2019-м — в Краславе.
Появляются новые памятные знаки, указатели и т. д. К примеру, указатели, направляющие к местам, связанным с еврейской историей, летом 2024-го были установлены в поселке Вишки Аугшдаугавского края.
Все эти события и многие другие и дополняют мой путеводитель, поэтому брошюра заметно “толстеет”, и она хорошо расходится, ведь среди посетителей музея “Евреи в Даугавпилсе и Латгалии” много иностранцев», — пояснил И. Рочко.
Кроме этого, неутомимый автор начал писать автобиографическую книгу «Взгляды и представления евреев Даугавпилса: вторая половина ХХ века — первая четверть XXI»: «В центре — я сам, моя семья, друзья, родственники. Я только-только начал, нет еще общего плана, но жена уже шутит, говорит, что я пишу “Введение в слоноведение”, том седьмой, часть первая… Если хватит сил, закончу в конце 2026-го года или даже в 2027-м».
P. S. 6 мая стало известно, что Иосиф Рочко решением Даугавпилсской городской думы удостоен титула «Почетный даугавпилчанин». Награждение состоится в рамках Праздника города, который пройдет с 29 мая по 1 июня.
