Майя Ковалевска — одна из ведущих латвийских оперных певиц, имя которой стало широко известно в 2006-м — после победы на конкурсе оперных исполнителей Operalia в Валенсии, руководимом великим Пласидо Доминго. Сейчас она уже девять лет почётный профессор Латвийской Музыкальной академии им. Я.Витолса. А в апреле побывала на родине пару дней — чтобы принять участие в фестивале выдающегося композитора Петериса Васкса. И за день до этого заодно рассказала LSM+, что в следующий раз её можно будет увидеть июле — на оперном празднике в Сигулде.
— Майя, можно пару вопросов…
— Ой, я спешу, спешу — репетиция концерта!
— Ради которого вы сейчас и приехали в Латвию?
— Да, сейчас главным поводом для приезда стало выступление в концертном зале в Цесисе, в рамках фестиваля нашего выдающегося композитора Петериса Васкса. В концерте прозвучали камерная кантата Петериса «Латвия», но ещё были вокальный цикл «Песни любви» и обработки народных песен. Всё это вместе с такими замечательными произведениями нашей латышской вокальной музыки, как Pie tava vijā baltā loga Язепа Витолса, Aizver actiņas Эмиля Дарзиньша, Ir viens vakars Яниса Мединьша и Mēness laiva Люции Гаруты.
— Откуда вы сейчас приехали и куда после этого?
— Лечу в Сидней, в Австралию, а обратно буду в июле уже в Сигулде, на оперном празднике, который проходит уже более тридцати лет. Я там уже выступала не раз и рада туда возвращаться.
А перед этим были выступления в Венской опере, а сейчас в Австралии проекты под знаком имени Рихарда Вагнера, в рамках цикла «Кольца нибелунгов».
— Вы теперь в Сиднее живёте?
— Ну, пока я не отвечу на все вопросы о планах. Могу сказать только, что теперь живу преимущественно в Австралии, я очень рада поехать туда, потому что сперва мне там фактически предложили стать гостевой солисткой Сиднейской оперы, я им понравилась, и мне там очень нравится. Они попросили петь чаще, я там пела в сорока спектаклях «Богемы» Пуччини. И таким образом получилось сотрудничество, меня приглашают.
— Вы можете выбирать?
— Сейчас получается, что могу больше выбрать я. Я уже сама могу решать, какую программу выбрать, какой сольный концерт. Это уже какое-то другое качество, возможно.
Как бы сказать, ну, я всю жизнь была фрилансером, да? Я никогда не была в штате ни в каком театре. Я такая свободная птица, да? И вот летаю, летаю по миру. И так оно и происходит уже много лет. Я нигде не закрепилась, но мне так нравится, мне так удобно.
И в этом свобода выбора, что я могу сама решать. Это мне очень важно, как артисту. Думаю, если бы меня посадили в какую-то клетку, я бы не смогла так жить. Мне нравится, что могу решать, куда поехать, что спеть. А то всё время одно и то же самое — это как-то неинтересно уже. А вот коллективы разные, партнёры разные.
Приходится, конечно, как-то приноравливаться. Но, по счастью, везде артисты, мои коллеги — они прекрасные люди. Я со всеми хорошо срабатываюсь.
— У вас есть какая-нибудь роль, которую вы хотите исполнить?
— Ну, знаете, да, есть. Парочка таких мечтаний. Но не скажу, не хочу сглазить. Да, скажешь, а потом не сбудется. Лучше, чтобы был секрет. И это ещё надо смотреть, как голос просто пойдёт. Вот сейчас я лирическая сопрано. Но я смотрю на свою коллегу Анну Нетребко — сейчас она крепче стала и поёт очень многие новые роли прекрасные. Например, вы знаете, Аиду она поёт.
— А Элина Гаранча сказала, что хочет нехарактерную для неё вроде Амнерис в «Аиде» исполнить — и исполнила!
— Ну, это Элина, она такая, единственная в своём роде. А я пока что готовлюсь второй раз спеть Виолетту в сигулдской «Травиате».
Тут отличная команда подобралась благодаря устроителю оперного праздника доктору Дайнису Калнсу. Постановщиком стал Гунтис Гайлитис, который долгие годы проработал в Латвийской опере, был её главным режиссёром. Прекрасный дирижёр Янис Лиепиньш. Опять же исполнитель роли Альфреда — Дмитро Попов, очень известный в мире сейчас украинский певец. Просто солнышко. Мы много раз с ним в «Богеме» пели вместе, «Реквием» Верди пела с ним в турне во главе со знаменитым дирижёром Владимиром Юровским ( — Прим. автора). Со всеми участниками сигулдского оперного праздника очень приятно работать, просто удовольствие.
— Успехов вам, и ждём в Сигулде в «Травиате»!
— Спасибо. Кстати, эту роль я ещё и в Вене пела — с Томасом Хэмсоном из Америки (. — Прим. автора) и итальянцем Витторио Григоло (. — Прим. автора), это очень известные сегодня певцы. И знаете,
с каждым разом образ главной героини в «Травиате» мне всё ближе и ближе. Полюбила эту роль. Хотя поначалу как-то думала, что это не для меня. Думала всё время, что я больше Мими из «Богемы», или вот Татьяна из «Евгения Онегина» Чайковского, вот что-то такое.
А вот сейчас я смотрю — Верди у меня как-то пошёл, это моё уже стало. Очень свободно чувствую в этой роли.
P.S. Показ «Травиаты» в Сигулде состоится 26 июля в 21.00 на развалинах старинного замка. После спектакля будет подана дополнительная электричка в Ригу. За день до этого в парке у дворца — концерт открытия (в 19.00) с участием солиста Латвийской Национальной оперы Эдгара Ошлеи и других солистов. В этом году XXXII оперный праздник в Сигулде впервые пройдёт две недели, и 2 августа в 21.00 будет представлена постановка «Волшебной флейты» Моцарта в постановке Гунтиса Гайлитиса. 3 августа здесь же состоится гала-концерт с участие ведущих латвийских исполнителей и гостя из Аргентины Хосе Симериллы Ромеро.
