В рижском Музее моды (Старая Рига, улица Грециниеку, 24) при участии гуру мировой моды Александра Васильева открылась выставка «Я люблю ар-деко», посвященная самому яркому направлению дизайна 1920–1930-х годов. «Взорвите интернет! — темпераментно воскликнул неутомимый мэтр. — Расскажите всем об этой выставке! Пускай все рижане и гости города придут и посмотрят на этот триумф “Ар-деко”»! И тут же провёл экскурсию.
Удивляет сохранность костюмов, которым уже сто лет. Яркие, элегантные, вычурные — кажется, их можно носить и сегодня! Экспозиция приурочена к отмечаемому как раз в эти дни столетию со дня открытия впечатляющей Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства, состоявшейся в Париже. Она не только дала название новому стилю – ар-деко, но и оказала влияние на архитектуру, интерьер, моду, дизайн и изобразительное искусство, которое актуально и узнаваемо даже сегодня.
Представлены модели парижского «короля моды» Поля Пуаре, Габриэль «Коко» Шанель и Жанны Ланвен. Равно как и наряды двух самых яростных соперников Шанель – спортивного Жана Пату и дивы сюрреализма Эльзы Скьяпарелли. А сценический костюм «Золотой ангел танца», созданный великим иллюстратором моды и художником по сценическим костюмам Эрте, позволит оценить театральность ар-деко.
«На выставке представлены предметы одежды и аксессуары из коллекции Фонда Александра Васильева, а также из коллекции Музея моды и Музея истории Риги и мореходства»,
— сказала директор музея Наталья Музычкина, открывшая экспозицию. И заключила несколько иронично: «Голливуд предложил людям, которые были измучены невозможностью что-то изменить, прекрасных мужчин и женщин, которые показывали примеры благородства, верности идеалам, чести, красоты, а не вот это вот всё, что мы с вами видим сегодня вокруг!»
А далее выступил сам Александр Александрович, сказавший, что для него большая честь всякий раз приезжать в красавицу-Ригу и в музей моды, в котором всегда собираются очень интересные экспозиции.
«Эти выставки привлекают людей, они пропагандируют искусство, моду, красоту, культуру одежды, стиль, ручную работу, наконец, стиль ар-деко, чьё столетие мы празднуем именно в эти дни.
Этот стиль очень важен в XX веке, хоть он и длился с 1919 по 1939 год и находился в рамках двух больших мировых войн, однако это был стиль, который подарил нам вкус к празднику, вкус к женщине, к фигуре, к ручной работе. Он резко делится на два периода. Двадцатые годы — это женский силуэт, который не акцентирует женскую фигуру, грудь, талии, бёдра и основан на эстетике кубизма, на геометрических формах. А второе — это, конечно же, огромное влияние нового типа освещения. Какого? Электрического! Если раньше все мерцало и меркло в свечном, затем керосиновом освещении, то
повсеместное в Европе и в Америке распространение электричества привело к тому, что женщины в послевоенное время могли себе позволить блестеть и блистать всю ночь подряд!
И это вызвало беспрецедентный интерес к вечерним платьям, вышитым бисером, блестками, стеклярусом, поэтками, стразами. Таких вы увидите на нашей выставке немало».
Далее мэтр говорил об обуви с перепонками и без оных, о игравшей огромную роль косметике, поэтому женщины не выходили без маленьких сумочек, часто бисерных или парчевых.
«Дамы того времени всегда подкрашивали себе губы, пудрили носик, красили глаза и хотели выглядеть очень-очень привлекательно на протяжении долгого времени.
Этот стиль, к сожалению, канул в вечность вместе с началом Второй мировой войны. Главная проблема заключалась в том, что у женщин не стало ни средств, ни возможностей, ни желания так нравиться мужчинам, как они хотели это делать в предыдущий период 30-х годов».
По словам Васильева, мода всегда — зеркало истории, всегда отражает то, что нас окружает. И ар-деко – это стиль, на который очень сильно повлияли национальные культуры разных стран. Например, китайская культура, японская, древнеегипетская, культура ацтеков и индейцев майя из Южной Америки. И далее господин Васильев элегантно провёл параллель с нашим беспокойным временем.
«В результате Первой мировой войны рухнули четыре большие империи в Европе. Это была Австро-Венгрия, Германская империя, Османская империя и даже Российская империя. К чему это привело?
Толпы беженцев переместились из одних стран в другие, и они принесли с собой искусство своих стран – желание вышивать, вязать и продавать свои изделия, потому что все нуждались в деньгах.
Напомню вам, что первые модели итальянки Эльзы Скьяпарелли шили армянские женщины, эмигрантки из Османской империи. Платье для Коко Шанель шили дворянки Российской империи, бежавшие от революции в Париж, потому что им нужен был заработок по вышиванию. Очень много женщин из Австрии, из Чехии занимались вышивками бисером, изготавливали сумочки, старались таким образом каким-то способом поправить свое положение. В блеске, который вы видите на нашей выставке, есть очень много и социального контекста, социального пафоса. Женщины творили красоту, потому что они были в нужде!»
Открыто до октября.
